История
В 1961 в небольшом шотландском городке Данфермлайн молодой бас-гитарист Пит Эгню , уже имевший за плечами опыт работы в скиффл-составе SPITFIRES, организовал свою любительскую рок группу под названием The Shadettes. В 1963 году к нему присоединился барабанщик Дэррил Свит ( 16.05.47), а через два года вокалист Дэн Маккаферти (14.10.46). Несколько лет подряд они играли на местных вечеринках и свадьбах, пока в 1968 году к не примкнул самобытный гитарист Мануэль "Мэнни" Чарльтон (25.07.41), бывший участник групп Redhawks и The mark V (С последней он записал песню "Baby what's wrong", изданную на сингле фирмой "Fontana").
С его приходом словно повеяло ветром перемен: изменилось все - музыка, имидж, а так же и название группы. Вдохновленный троками "Я отправился в Назарет, полумертвый от усталости/В поисках места, где бы мог отдохнуть" песни "The Weight" с альбома Music from big pink (1968) канадской группы The Band, Чарльтон предложил переименовать The Shadettes в NAZARETH. Кроме того, в Евангелиях упоминается Назарет - город в Палестине, который приобрел всемирную известность благодаря рождению Иисуса Христа. От нового названия веяло чем-то древним, таинственным. Так вчерашние студенты: несостоявшийся архитектор, проэктировщик мостов, радиоинженер и дизайнер предпочли карьеру профессиональных музыкантов, и на авансцене британского хард-рока появилась новая группа - NAZARETH.
Следующие три года музыканты провели в напряженных поисках своего стиля, выступая в различных клубах Глазго и Эдинбурга. Постоянно меняющиеся менеджеры хотели чтобы они сочиняли танцевальные хиты, которыми можно было бы с легкостью наводнить английские таблицы популярности. Но НАЗАРЕТ со временем стали приобретать репутацию группы, играющей мелодичный хрд-рок. Их музыка становилась тяжелее и тяжелее для танц-залов, и поэтому ребят скоро выставляют за дверь.
К счастью, ансамблем заинтересовался Билл Фехилли, антрепренер популярной игры в бинго, который предложил финансировать запись первого альбома. Ободренные этой поддержкой, НАЗАРЕТ в 1971 году предприняли атаку на лондонскую рок-сцену, обосновавшись в модном тогда клубе по названием "Shop Strip". Неутомимый Билл Фехилли обошел не мало фирм грам записи и добился для своих подопечных заключения контракта с компанией "B&C records".
Commentary to diskography. Одноименный альбом, в записи которого приняли участие звукоинженер Рой Томас Бэйкер, гитарист Б.ДЖ. Коул, перкуссионист Пит Йорк, а также клавишники Дэйв Стюарт и Пит Уингфилд, был продюссирован Дэвидом Хичкоком и выпущен в ноябре 1971 года на фирме "Pegasus" - подразделении "B&C records". Он содержал несколько интересных по мелодике и структуре композиций, включая "Dear John", "Red Light Lady" и "Witchdoctor Woman", но из них только обработка песни Тима Роуза под названием "Morning Dew", изданная на сингле, имела небольшой успех в Германии. В целом британская публика приняла альбом достаточно прохладно.Последовавшие за выпуском лонгплея гастроли по Европе и Англии вместе с ATOMIC ROOSTER и Рори Геллехером, на которых NAZARETH выступали порой по пять раз в неделю, мало что изменили в этой ситуации. Не вошедшие в альбом песни Friends и Spinning top были изданы на сингле, но ни одна из них не попала в таблицы.
Commentary to discography. В июне 1972 года фирма "Mooncrest" выпустила второй альбом группы под названием Exrcises, записанный с помощью Роя Томаса Бэйкера ( уже в качестве продюссера) на лондонской "Trident Studios", который во многом оказался интереснее своего предшественника. Начиная сразу с первой композиции "I Will Not Be Led", в которой НАЗАРЕТ поупражнялись с оркестровкой, умело используя струнные в аранжировке Колина Фретчера, и кончая "1692 (Glen Ce Massacre)", сочиненной на основе старинной шотландской народной песни с игрой Джадли Лендера на волынке. Альбом показал, насколько широка музыкальная палитра группы.
На Exrcises были представлены самые разнообразные стили и настроения - от шаловливой "Cat's eye, Apple pie" и задорной кантри-песни "Fool about you" до грустных баллад, вроде "Madelaine" и "Love Now you're gone" или черного юмора "Woke up this morning". Кстати, композиция "Woke up this morning", точно лакмусовая бумажка, определила пути группы. Недаром в несколько модернезированном виде она была представлена следующим и решающим для популярности группы проекте.
Проснулся утром, а мой пес мертв,
Кто-то невзлюбил его и застрелил в голову.
Проснулся я утром, а моя кошка мертва.
От этой потери я сел и зарыдал.
Вернулся вечером домой, а боров мой исчез.
Соседям я не нравлюсь и они хотят меня выжить.
А сегодня случилось такое, что я пережил шок:
Когда я повернулся спиной, то мой дом запылал.
Критики, в том числе из газеты "Мелоди Мейкер", утверждали, что в первых двух альбомах НАЗАРЕТ не наблюдалось единства стиля и формы. При этом, они отдавали дань мастерству исполнения и профессиональной подаче материала. Может быть в чем-то эти замечания были и верны, однако, самым большим плюсом музыкантов было то, что они не сделали ни малейших уступок модному в то время течению глиттер-рок, решив идти своим путем. Дэррил Свит, отметив, что после выхода на большую сцену группе потребовалось около двух лет, чтобы понять, чего же они в действительности достигли, добавил следующее:"Но, с другой стороны, мы вовремя созрели. Если бы это случилось раньше, мы просто не знали бы, как применить свои спобности."
Постояннные гастроли позволили Назарет закрепиться на европейском плацдарме, но первое американское турне, состояашееся в 1972 году совместно с Deep Purple с группой Джинжера Бэйкера, оказались для них достаточно серьезным испытанием. "Мы порядком перетрусили, когда впервые вышли на Американскую сцену, - вспомнил позднее Свит. - Нам предстояло выступить вместе с Deep Purple в Канзасе перед толпой в 30000 человек. А ведь всего за четыре дня до этого мы выступали для семисот зрителей в каледонийском отеле."
Стоит ли говорить, что Американские гастроли прошли на ура. Имеются за плечами долгие годы кровопролитных репетиций и пользуясь наследием таких прославленных рокеров, как Чак Берри, Джимми Хендрикс, Джефф Бек и Джон Леннон, музыканты из Назарет начали разрабатывать свой собственный, порой грубоватый, но живой и громкий Хард-рок. Они взяли за образец такие хиты, как "Coz I Luv You", "Whiskey in the Jar". И хотя в прессе музыканты официально заявили, что считают своими учителями Led Zeppelin, именно с подачи Роджера Гловера, Назарет впервые стремительно ворвались в британские таблицы популярности и завоевали, в конечном счете, международную известность.
Commentary to discography.. Роджер Гловер стал продюссером их аьлбома RAZAMANAZ, выпущенного в мае 1973 года, которому было суждено окончательно изменить судьбу группы. К маю 1973 альбом достиг 11-го места в британских таблицах. Одноименная композиция пластинки - это тот самый бескомпромиссный и хриплый хард-рок, которого так долго ждали их поклонники. казалось, что вся радость новых побед и горечь прошлых поражений слились в одном плетном и густом сгустке необузданной инергии, находившей разрядку в неистовой музыке.
В дальнейшем НАЗАРЕТ предстояло еще сделать много интересных находок, но песня Razamanaz до сих пор является ярким самоцветом в их коллекции, как и Paranoid из репертуара Black Sabbath.
На альбоме слушателей ждали сюрпризы. Музыканты весьма своеобразно интерпретировали такие известные вещи, как Vigilant Man Вуда Гатри. В последней песне, которая в обработке НАЗАРЕТ зазвучала особенно выразительно, повествовалось о горькой участи заключенных в зловещей тюрьме "Алкатрас", расположенном на острове у берегов Сан-Франциско. Эта тюрьма, построенная в 1934 году, была официально закрыта в 1963 году, но спустя несколько лет остров и само здание захватили представители ряды индейских племен в знак протеста против дискриминации со стороны американских властей. Индейцы стремились вернуть принадлежавший им ранее остров, чтобы создать там центр по изучению истории, религии и культуры индейцев, а так же школы для обучения этнических меньшинств.
Роджер Гловер проделал поистине титаническую работу, вытесав из отборного материала мощную и рельефную скульптуру, но материал альбома обладал еще и достаточным коммерческим потенциалом, если судить по тому, что песня Broken Down Angel попала на девятое место в британском хит-параде, а Bad Bad Boy с хриплым вокалом Дэна занала десятое место.
Вскоре кривая популярности НАЗАРЕТ резко пошла вверх. Этому способствовали выступления группы в таких престижных теле музыкальных передачах, как TOP OF THE POPS , IN CONCERT, а так же выход в 1973 году ROCK ANGELS - первого сборника лучших вещей, куда вошли песни из двух первых альбомов и фантастическая версия песни This Flight Tonight.
Эта обработка так понравилась Джонни Митчелл, что отныне даже на своих концертах она утверждала, что эта песня из репертуара Nazareth. В одном из интервью Дэн Маккафферти, сетуя на то, что путь шотландских групп лежит только через британский музыкальный рынок, заявил: "Англичане всегда довольно сдержанно принимали Nazareth, а нам хочется показать, что под юбкой шотландцев тоже кое-что имеется." Словно подтверждая его слова, в 1973 начался "великий прорыв" шотландского рока.
Commentary to discography3 Новый лонгплей Loud'n'Proud, записанный в Шотландии был выпущен в ноябре 1973 года и ознаменовал собой вступление группы в новую фазу творчества. На этом альбоме Nazareth ,словно подтверждая название LP, представили на суд слушателей "громкую и гордую" музыку, подобно экзотическому павлину развернуву веером весь набор своих достижений. Альбом занял первое место в хит-парадах Швеции, Финляндии, Швейцарии, второе место в Германии, стал стал бестселлером в Англии, заняв десятое место, и был широко разрекламирован по американскому радио, что привело, в конечном счете, к заключению контракта с фирмой "A&M Records", которая занялась распространением пластинок группы в США.
Первая сторона LP - это массированная бомбардировка ушных перепонок, tour de force, сногсшибательный марафон из самых тяжелых вещей 'Go down fighting" и "Turn on you receiver", представляющих собой прекрасный образец яростного хард-рока 70'х. Завершает первую сторону альбома песня "Freewheeler", обработанная перкуссией Гловера, в которой выражена философия плохих "парней".Этот образ у Назарет постепенно начнет трансформироваться и тускнеть, по мере того, как на висках музыкантов прибавятся седины.
Вторую сторону альбома открывает вышеупомянутая "This flight tonight", ставшая к тому времени хитом для НАЗАРЕТА в Америке и Канаде. За этой композицией, повествующей о ночном полете, навевающем воспоминания об ушедшей любви, которая в осторожной и заботливой интерпретации группы не потеряла своей грациозности и яркости, следует "Child on the sun" - одна из самых пронзительных рок-баллад в репертуаре музыкантов, записанная к тому же на студиях "Apple", где когда-то работали БИТЛЗ.
Завершает грандиозный по замыслам и своей мощи альбом очень жестко отработанная композиция Боба Диллана "The Ballad Of Hollis Brown".
ИМИДЖ
К 1974 году в хард-роке появилось много новых и перспективных исполнителей. Хард- рок продолжал изменяться дальше, и некоторое удивлшение вызвал тот факт, что многие командиры "Тяжелего легиона, (в том числе и НАЗАРЕТ) демонстративно отказывались каких бы то ни было наркотиков, которые были воздвигнуты чуть ли не в рамки обязательного культа рок-музыкантами психоделической эры 60-х. Nzazareth выбрали себе сценический образ сдержанных в поведении и скромных в одежде музыкантов, избегающих всяких скандалов и полностью занятых исключительно своей музыкой. И только на концертах, когда неукротимая энергия барабанщика Дарелла Свита, высокая техника игры гитариста Мэнни Чарльтона, громовые раскаты бас-гитары Пита Эгню и хрипловатый вокал Дэна Маккафферти составляли одно целое, они становились теми героями, которые так импонируют подросткам. Вот и еще, конечно, юмор, лаконичный, иногда грубоватый, но по-шотландски соленый, который помогал музыкантам в трудные минуты. Это и отличало Nazareth от всех остальных команд хард-рока.
ГРОЗНЫЙ
Commentary to discography4 Фирма "Mooncrest" решила переиздать два первых альбома группы, а в мае 1974 года появляется их новый альбом под названием RAMPANT, записанный в МОНТРЁ с помощью продюссера Роджера Гловера (это была его последняя работа с Nazareth) и его коллеги по Deep Purple клавишника Джона Лорда, в котором не было хитов, зато явно чувствовался эксперементаторский дух и стремление охватить новые музыкальные пространства.
На этой пластинке, занявшей тринадцатое место в Англии, хорошо прослеживается тема бесконечных странствий и тема любви и отчуждения "Loved and Lost" и "Glad when You are Gone".
Кроме типично назаретовской "Shandhai'd in Shandhai", на альбоме представлены обработки таких песен группы THE YARDBIRDS, как "Shapes of Things" и прекрасной баллады "Sunshine".
Интересная деталь, что именно из-за альбома "Rampant" Nazareth попали в черные списки МИнистерства Культуры СССР, а их записи было запрещено проигрывать на молодежных дискотеках. Виной всему стали четыре вовсе безобидных строчек из песни "Shandhai'd in Shandhai":
"Когда рано утром, слегка с похмелья, сижу я в отеле,
То Москва кажется такой красивой.
Однако я быстро протрезвел, когда обнаружил,
Что КГБ прослушивает мой телефон..."
"ШЕРСТЬ ПСА"
Следующий, 1975 год стал для Nazareth решающим. На своем новом альбоме "Hair of the Dog" они подошли вплотную к границам Heavy-Metal, но при этом сумели не пострадать от сверхмощности, мудро распределив энергетику по различным каналам, сделав удачные аранжировки и сохранив свой драйв. начиная с этой плстинки, оригинальное оформление которой сделал художник Дейв Ри, продюссером группы стал Мануэль Чарльтон.
наряду стакими масштабными и жесткими композициями, как Hair of The Dog, Miss Missery и Beggars' Day Нилса Лювгрена, был представлен изысканный фанки-блюз Whisky drinking woman и медленная Please don't judas me, в которой известный брабанщик Саймон Филипс играл на табле, а Вики Сильва вела изящную партию бэкинг-вокала. Но жемчужиной этого проекта, бесспорно, была песня Love Hurts. Ее пели многие исполнители, но именно в обработке Nazareth она стала одним из самых популярных и продаваемых хитов в Европе.
Подоплека появления этой композиции была проста - фирма "Mooncrest" требовала от Nazareth настоящего хита и получил его. В штатах сингл с этой песней был выпущен в ноябре 1975 года, за две недели достиг восьмого места в таблицах, оставаясь в двадцатке лучших втечение 26 недель и целых шесть месяцев в списках. В норвегии песня возглавила хит-парад и оставалась в списках 40 недель подряд. Общий тираж сингла превысил 4000000 экземпляров. Пронзительный голос Маккафферти, звучий на "Love Hurts" в сопровождении пианнино Макса Мидльтона и вокальных партий Викки Браун и Лайзы Страйк, пленял всвоей силой и избытком чувств. Вполне понятно, почему на американском варианте HAIR OF THE DOG вместо "Guily" Рэнди Ньюмана была записана эта прекрасная песня. В англии она не попала даже в двадцатку лучших.
УСПЕХИ НА ВИНИЛОВОМ ФРОНТЕ
Фактически с Hair of the Dog начался большой успех Nazareth в Америке ( альбом занял 17 место и в одном только штате Атланта было продано 80000 пластинок, тоесть больше, чем по всей Англии), подкрепленный совместными гастролями с Deep Purple и Тэдом Наджентом, а так же выходом в ноябре 1975 года второгосборника лучших вещей ( 54 место в Англии), где кроме всех прочих боевиков красовалась жизнерадостная "Holly Roller" ранее нигде не записанная, и "My white bicycle" из рпертуара британской команды TOMORROW времен психоделической эры, в которой играл замечательный гитарист Стив Хау. Эта песня, выпущенная в июне 1975 года на сингле заняла четырнадцатое место в таблицах и стала последним хитом в Англии, а также последней композицией , выпущенной на фирме "Mooncrest".
В ноябре 1975 года на новой фирме "Mountain" вышел сингл с песней "Holly Roller" и группа полностью переключилась полностью на Американский рынок, попутно захватив плацдарм в Канаде. Где оба их последних студийных альбома стали золотыми. В том же году летом Маккафферти альбом под названием Dan McCafferty. В этом проекте участвовали басист Роджер Гловер, гитарист Мэнни Чарльтон ( он же продюссер проекта ) и Zal Clemenson, Клавишник Хью Макена, барабанщик Тэд Макена, саксофонист Срис Мерсер и скрипач Грэм Прискет.
Этот сольный альбом Дэна нельзя было назвать удачным - было выпущено 3 сингла, но только одна из песен - "Out Of Time" из репертуара Роллинг Стоунз попала в британские таблицы популярности, да и то лишь на сорок первое место.
Успех на виниловом фронте Nazareth подтвердил тот факт, что музыканты находились в самомо расцвете творческих сил, выпустив в следующем году сразу два альбома. Это явление было похоже на чудо в период всеобщего кризиса в рок музыке, а тем более в хеви метал. В 1976 году рападались такие титаны, как Deep Purple и Grand Funk, а Black Sabbath и Led Zeppelin выпустили не самые лучшие из своих альбомов, а остальные же исполнители тяжелего стиля Uriah Heep, Slade и Alice Cooper, Начали медленно, но неуклонно терять свою значимость, уступая место новым командам.
Главная
Дискография